Клзьма впадает в Оку,где и жил последние дни художник.Доказать подлинность места сложно..
Русский художник и деятель театра. Учился в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Брал частные уроки у П.П.Чистякова и И.Н.Крамского. Посетил в 1872–1876 Италию, Францию и Германию как «пенсионер» Академии художеств; много путешествовал и позднее, побывав, в частности, на Ближнем Востоке и в Греции (1881–1882, 1899 и 1909). Участвовал в качестве добровольца в сербо-черногорско-турецкой войне 1877–1878, создал много батальных и этнографических зарисовок и этюдов. Был членом «Товарищества передвижников».
Испытал влияние современной французской живописи, в особенности пейзажистов-барбизонцев и П.Делароша. В духе романтического историзма Делароша написан ряд его ранних картин ("Право господина", 1874). Но естественней всего его дарование выразилось в поэтических пленэрных пейзажах, где органично соединились традиции «барбизонцев» и лирического «пейзажа настроения» в духе А.К.Саврасова. Таковы "Московский дворик" (1878), "Бабушкин сад" (1878), "Заросший пруд" (1879). В большинстве случае это не чисто природные, и историко-природные, по-своему поэтико-археологические образы, – подобно массе этюдов, созданных мастером на Балканах и Средиземноморье. Эти этюды послужили подходами к его знаменитому «евангельскому циклу» ("Христос и грешница", 1886–1887), где художник в духе Л.Н.Толстого стремился противопоставить церковному канону «правду среды и быта», «Христа-человека».
Тенденции модерна – с его волей к созданию синтетических «сверхпроизведений» – ярче всего проступили в театральных работах Поленова. Он оформлял спектакли в абрамцевском доме и Московской частной опере С.И.Мамонтова (опера "Призраки Эллады" с музыкой самого художника, 1906; и др.), активно способствуя декоративному обновлению русской сценографии. С 1910 художник увлеченно занимался организацией самодеятельного театрального творчества, выступая как руководитель Секции содействия фабричным и заводским театрам (с 1915 – Дом театрального просвещения имени В.Д.Поленова). Он разрабатывал особого рода облегченные, мобильные декорации, регулярно устраивал «народные» спектакли и концерты.
Мастер плодотворно занимался и архитектурой, внося – в эскизах церквей, построенных в Абрамцево (в соавторстве с В.М.Васнецовым, 1881–1882) и Бехове под Тарусой (1906), – вклад в развитие «русского стиля». Характерная для этих храмов стилизация под национальное Средневековье уступила место общим задачам комфортности и пластической выразительности планировки в зданиях собственного дома на Оке (1891–1892) и мастерской там же. После революции мастер жил в своей усадьбе Борок, занимаясь живописью и руководя деревенскими театральными кружками. Превратил усадьбу в музей, который в 1939 был передан его родственниками государству. Учениками Поленова (по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, где он преподавал в 1882–1895) были, в частности, И.И.Левитан, К.А. и С.А.Коровины, А.Е.Архипов и А.Я.Головин.
Умер Поленов в своей усадьбе-музее Борок (с 1931 – Поленово) 18 июля 1927. Альтернативная биографияС конца 1870-х гг. искусство и сама личность В. Д. Поленова были окружены не просто славой, но прямо-таки восторженным поклонением художественной молодежи. Краски его картин казались современникам сверкающими и чарующими, воспринимались как живописное откровение. Сейчас эти восторги трудно разделить полностью, но так было...
Поленов родился в интеллигентной и родовитой дворянской семье. Отец - крупный чиновник и вместе с тем историк-археолог. Мать любительски занималась живописью. Сын унаследовал оба таланта - научный и художественный. В родительском имении Имоченцы на берегу реки Оять в Олонецкой губернии встретился юный Поленов с прекрасной русской природой. А в 1858 г. он впервые увидел "Явление Христа народу" А. А. Иванова. Как выяснится позже, эти две встречи окажутся важнейшими в судьбе Поленова-художника.
Поленов был разносторонне одаренным и широко образованным человеком. Учился параллельно в Петербургском университете и АХ. В 1871 г. он получает диплом юриста и, одновременно с И. Е. Репиным, большую золотую медаль за конкурсную картину "Воскрешение дочери Иаира". Однако прошло еще несколько лет, прежде чем Поленов действительно обрел себя как художник.
Он едет в Германию, Италию, Францию (в качестве пенсионера АХ), пишет исторические и жанровые картины, портреты. Но все более его влечет к себе пейзаж, живопись на открытом воздухе - пленэр, чистые краски. Он изучает работы замечательных французских пейзажистов, прежде всего барбизонцев. Учится непосредственно, а не через академические схемы видеть и понимать природу, постигать ее великую гармонию.
В 1876 г. Поленов возвращается в Россию. В 1878 г. на XII выставке ТПХВ появляется ныне знаменитый "Московский дворик". В этой наполненной солнцем картине художнику удалось соединить непосредственность и свежесть пленэрного восприятия со столь характерным для русской пейзажной традиции целостным и одновременно интимно-теплым ощущением мира. "Московский дворик" - действительно целый мир, в котором каждая деталь выглядит бесконечно значимой и родной; в котором "сходятся" барская усадьба и жилища бедняков; который начинается фигурой ребенка на переднем плане и словно врастает в бездонное небо сверкающими в солнечных лучах маковками церкви. Человеческий мир здесь - часть безбрежно-гармоничного мира природы.
Последующие работы Поленова - "Бабушкин сад" (1878), "Заросший пруд" (1879), этюды 1881-82 гг., выполненные во время поездки в Грецию и на Ближний Восток, - упрочили за ним славу одного из лучших русских пейзажистов. Он, в сознании современников, первым в таком объеме ввел в русскую живопись "европейское влияние" (А. М. Васнецов), то есть принципы пленэрной живописи: чистые и более открытые краски, цветные тени, свободный мазок.
В 1882-94 гг. Поленов ведет пейзажный класс МУЖВЗ. Его учениками были И. И. Левитан, К А. Коровин, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и другие известные впоследствии мастера. Во многих поздних пейзажах художника настойчиво повторяется мотив реки, неторопливо текущей вдаль среди бескрайнего пространства русской равнины ("Ранний снег", 1891; "Золотая осень", 1893, и др.). Это - Родина. Такой Поленов помнил ее с детства. Пейзажи - лучшее в его наследии.
Но сам художник мечтает пойти дальше. Он лелеет грандиозный замысел - хочет продолжить дело А. А. Иванова: "...создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа". Иванову не удалось поехать в Палестину. Поленов дважды побывал там. Он изучает пейзаж, архитектуру, людские типы.
В 1888 г. художник заканчивает самую крупную свою картину - "Христос и грешница". Вслед за ней появляются "На Генисаретском (Тивериадском) озере" (1888), "Мечты (На горе)" (1890-1900-е) и еще десятки работ серии "Из жизни Христа" (1899-1909).
В своем интересе к личности Христа Поленов не одинок среди русских художников конца XIX в., но, пожалуй, наиболее последователен. Он стремится изобразить Иисуса нравственно совершенным и в этом смысле идеальным, но одновременно и просто человеком в конкретной исторической обстановке среди реального пейзажа. Помимо Евангелия, художника вдохновляла знаменитая книга Э. Ренана "Жизнь Иисуса". Поленов пытался освободить изображение евангельского предания от складывающихся веками штампов и представить: а как же было на самом деле? Тут уж в нем говорил Поленов-ученый.
Опираясь на его знания, Поленов-художник словно грезил наяву... Но, при всем таланте, он не обладал гением Иванова. "Библейские эскизы" последнего воспринимаются как дарованное художнику индивидуальное духовное откровение, а евангельские сюжеты Поленова - как талантливая, искренняя и живая по чувству, но - реконструкция. Этому впечатлению способствуют и сами используемые художником принципы пленэрной живописи, которые возникли в свое время для передачи зрительного восприятия живого и вечно изменчивого мира. Эта двойственность присутствует и в знаменитой картине "Христос и грешница" (авторское название "Кто без греха?" цензура заменила на "Христос и блудная жена"). Поленов стремился показать Христа как гуманиста, противостоящего изуверскому догматизму фанатиков (по закону, уличенных в измене жен побивали камнями). Вдохновляла его и благородная идея защиты достоинства и равноправия женщины. Изображение Христа в исторической реальной одежде и обстановке было новаторским. Удивляла современников и яркость красок. Но Поленов использовал новые живописные принципы в целом академической по характеру композиции и потому не сумел добиться необходимой убедительности.
Задний план картины напоминает театральную декорацию. И это не случайно. Поленов много работал в театре и был одним из зачинателей реформы театрально-декорационного искусства, которая дала столь блестящие результаты в начале XX в. Он, вообще, считал, что театральное действо должно прийти на смену церковном у. В Москве на его средства был построен Дом театрального просвещения (1915). Общественная активность Поленова проявилась и в поданном в АХ протесте (совместно с В. А. Серовым) в связи с событиями 9 января 1905 г.
В своей усадьбе Борок на берегу Оки, где написаны многие пейзажи мастера, он собрал художественную коллекцию для открытия общедоступного музея. Сейчас там Музей-усадьба В. Д. Поленова.
(Второе фото-картина "мельница" очень похожее есть место в начале рыбхоза)
Вложения: |

www_artru_info.jpg [ 46.06 КБ | Просмотров: 2180 ]
|

www_artru_info.jpg [ 44.83 КБ | Просмотров: 2180 ]
|

www_artru_info.jpg [ 66.4 КБ | Просмотров: 2180 ]
|
|