Размещаю основные разделы статьи в нашем форуме.
Сегодня Московская область является одним из наиболее заселенных регионов России. Подмосковье принимает людей из разных уголков страны, поэтому многие «коренные» жители являются мигрантами во втором-третьем поколении. Зачастую население подмосковных городов и деревень, особенно с масштабной недавней застройкой, формируется самыми разными путями. Однако для историко-краеведческих изысканий особый интерес представляют населенные пункты, а такие еще встречаются в Подмосковном регионе, где сохраняется память о непрерывной преемственности населения на протяжении столетий. Один из таких населенных пунктов – деревня Бурково (ныне входит в состав г. Королев). В деревне проживают не только те, кто поселился здесь в последние полсотни лет, но и люди, сохраняющие память о том, что их семьи испокон веков принимали участие в развитии этой деревни, творили ее настоящее и созидали будущее.
Как правило, такие деревни, как Бурково, имеют богатую и непростую историю, привлекая внимание ученых-историков и краеведов. Но историко-краеведческие изыскания обычно проводятся в русле традиционных подходов. Пока еще нечасто здесь используются новейшие результаты ДНК-исследований, которые, тем не менее, могут оказаться очень полезными для получения объективных научных результатов. Очевидно, что и молекулярная история в целом и данные персональных ДНК-генеалогических тестов могут стать важными независимыми источниками, способными научными методами поддерживать, корректировать или даже опровергать существующие гипотезы, или во всяком случае, давать сигналы для дальнейших направлений исследований. В случае с деревней Бурково это приобретает актуальность в связи с существованием гипотезы о том, что ее коренные жители могут быть потомками первого славянского населения края.
Бурково – деревня, стоящая недалеко от остатков древних славянских поселений, которая существует, возможно, уже более семи столетий. Удивительную древность этих мест подтверждают находки из средневековых Болшевских курганов, расположенных к северо-западу от Бурково. Археологи относят эти находки к славянскому племени вятичей и датируют XIII веком. Рядом имеются и остатки поселений их соседей – кривичей.
Первое известное упоминание Бурково имеется в документах ХVI века, но люди селились здесь задолго до этого столетия. В XVI в. земли вокруг Бурково входили в так называемый Бохов Стан («Стан» – административно-территориальная единица Древней Руси, примерно как современный район). В одной из писцовых книг Московского государства упоминается лежащая в Боховом Стане «пустошь Бурково», владение Антона Михайловича Чемоданова, прежде бывшее поместьем Глинского.
Упомянуты здесь же и относящиеся к этой пустоши покосы на реке Уче – «сено по р. Уче». В те времена деревня могла состоять из 2-3 дворов, часто они безлюдели и вновь оживали и разрастались.
Согласно акту межевания от 1766-1767 годов, сохранившемуся в архивных записях болшевской церкви Косьмы и Дамиана, Бурково в XVIII веке было владением костромского Ипатьевского монастыря. После секуляризации церковного имущества при Екатерине II монастырские крестьяне были переведены в разряд государственных. На одной из первых крупномасштабных карт Московской провинции (1766г.) деревня Бурково уже нанесена. В статистическом сборнике «Московская губерния по местному обследованию 1898-1900 гг.» можно узнать, что деревня Бурково Московского уезда Мытищенской волости действительно была государственной. Состояла из 33 изб, в которых проживали 90 человек (40 мужчин и 50 женщин), имелось одно торговое заведение. Деревня имела 183,2 десятины надельной земли, из них 11,4 неудобий, пастбищ и выгонов не было. Основные выращиваемые культуры – рожь, овес, картофель.
Отхожие промыслы – ткачество, работа на красильно-отделочных фабриках, торговля и ломовой извоз.
Напрашивается связь названия деревни Бурково с древнерусским прозвищем Бурко, которое было широко распространено – так могли назвать человека по цвету его волос или коня бурой масти как в известной присказке «Сивка-Бурка-вещая каурка».
Деревня Бурково уникальна тем, что на ее территории сохранились участки древнего кладбища, о котором знают местные жители, и где, по их словам, похоронены их предки на протяжении многих поколений (таких деревень и сел в Подмосковье не так уж много). В деревне проживает ряд семей, которые «помнят» о своем исконном, местном происхождении.
Поэтому мы решили обратиться к молекулярной генеалогии и попытаться ответить на вопрос – имеется ли вероятность того, что некоторые современные жители Бурково сохраняют родовую преемственность от средневековых славянских поселенцев. Причем любой полученный результат окажется важным для более точного понимания ранней истории подмосковного региона, путей миграции и формирования населения, а также происходивших здесь интеграционных процессов.
Сразу следует оговориться, что исследование находится на начальной стадии, и цель настоящей статьи – заявить о старте такого исследования, требующего известных ресурсов и организационной поддержки, а также сформулировать его основные задачи, сообщить о
первых результатах и ввести их в научный оборот. Иными словами – заложить фундамент для последующей научной работы в содружестве с заинтересованными историками, краеведами и специалистами в области ДНК-исследований. Суть метода заключается в выявлении прямых мужских и женских линий, которые могут быть отнесены к коренным линиям деревни Бурково, и изучении их Y-хромосомных и митохондриальных гаплогрупп, которые передаются от отца к сыну и от матери к дочери соответственно, и которые сохраняют «родовые» маркеры неизменные на протяжении поколений.
В ходе первичного изучения были выявлены три ДНК-линии, которые по данным проживающих в Бурково носителей – коренные, то есть все их известные предки по этим линиям жили в деревне. Несмотря на то, что пока выборка малая, данные представляют интерес. Учитывая небольшой размер деревни и воспоминания о широких родственных связях жителей друг с другом (что было часто в русских деревнях), эти линии должны были охватывать в прошлом весомую часть населения Бурково.
По данным жителей, у каждого из носителей было 3-4 брата или сестры на начало XX века. Напомним, что в XVII веке деревня включала лишь несколько дворов, а в XIX веке – около 90 человек. Тем не менее, ввиду малости выборки, полученные выводы могут считаться лишь первым «сигналом», нуждающимся в проверке (например, через изучение древнего ДНК).
Далее идёт описание исследования ДНК конкретных жителей Бурково, которую мы по этическим соображениям опускаем.
В дополнение к полученным данным уместно привлечь результаты исследования древнего кладбища поселения Радонеж (бывший древнерусский город, расположенный не более чем в 50 км от деревни Бурково, для которого археологическая преемственность с домонгольских времен представляется вероятной).
И Радонеж, и Бурково относятся к условному региону расселения славян «Север», выделенному И.Л. Рожанским. Маркерами «Севера» в терминах и обозначениях Y-ДНК являются субклады R1a-M458-CTS11962 и R1a-Z92-YP569, причем расселение на Восток проходило через эпицентр субклада N1a-VL29. Материалы по Радонежу подтверждают данный тренд – в захоронении начала XVII века был выявлен гаплотип Y-ДНК, относящийся к субкладу R1a-M458-CTS11962, с митотипом относящимся к мтДНК-гаплогруппе H2a1 (этот субклад митохондриальной ДНК известен как по средневековым захоронениям Польши, так и у современных представителей населения Владимиро-суздальского региона, ДНК-тест № ЕР18070401).
Возможный сценарий расселения славян на территорию Бурково подтверждает и лингвистика. Общеизвестно, что на Северо-Западе Польши (стартовый регион для славянского расселения «Северной» группы) мы имеем топонимы, сходные с северо-русскими: Linowo, Rogowo и ряд прочих. На юге Балтики известны топонимы Burowo и Borkowo. В археологических слоях на острове Узедом XIII века (Померания, рядом с Burowo) была выявлена Y-гаплогруппа R1a-M458, та же, что в захоронении из Радонежа (хотя глубокие субклады могут и отличаться, но эпицентр всего субклада – на западе славянского ареала).
Кроме того, аналогичный топоним Бурков (Buhrkow) по сей день расположен в северной оконечности балтийского острова Рюген. Деревня Бурков (фактически «двойник» подмосковной деревни Бурково по названию, в котором просматриваются очевидные древнеславянские корни) находится буквально в нескольких километрах от известного мыса Аркона, на котором в средние века существовало легендарное славянское святилище. Прочные связи Рюгена (и шире – балтийских славян) с Древней Русью получают сейчас всё более и более серьёзные научные подтверждения.
Таким образом, первые результаты ДНК-исследований в их соотношении с историко-краеведческим изучением деревни Бурково Московской области предоставили интересную информацию к размышлению в пользу гипотезы о сохранении непрерывности населения
со времен славянского заселения.
Следовательно, сигналы о непрерывном характере истории Бурково со времени Болшевских курганов имеются, и культурный слой может содержать множество артефактов, ценных для восстановления истории Подмосковья и истории России в целом. Поэтому необходимо продолжить изучение бурковских древностей как археологическими методами, так и методами ДНК-генеалогии (с непременным изучением древней ДНК).
Применение такого комплексного подхода на практике позволит в полной мере использовать современные научные достижения и продемонстрировать возможности ДНК-исследований. Это будет чрезвычайно востребованным в дальнейшей работе с историко-культурным наследием деревни Бурково и в аналогичных случаях.
В заключение, следует отметить также и то, что существовавшее на территории Бурково кладбище (память о котором сохраняется и поддерживается) важно не только для населения деревни, которое помнит и чтит своих предков, но и для исторической науки. Поэтому главной задачей является сохранение культурного слоя и восстановление мемориала. Благодаря всестороннему изучению объекта мы сможем получить пласт новой информации, бесценной для истории Московского края.
Такая работа уже проводится в селе Радонеж, что упоминалось выше, где силами экспедиции д.и.н. В.И. Вишневского и группы специалистов по древней ДНК, при сотрудничестве с музеем г. Сергиев Посад, был изучен комплекс из нескольких захоронений.15 При этом важно, что Радонеж относится к тому же региону расселения славян, что и Бурково, поэтому изучение древностей деревни Бурково дополнит воссоздаваемую картину.
Для защиты территории кладбища нужно в максимальном варианте придать ему статус охраняемой территории, или как минимум провести серьезные археологические и генетические исследования. Среди приоритетов – ДНК-типирование останков из Болшевских курганов, а затем переход к типированию останков жителей позднего средневековья и периода Российской империи, представленных на бурковском кладбище.
После получения выборки будет проведена научно-аналитическая работа и апробация полученных данных в контексте исследований по генезису северной группы древнеславянских племен. Такая работа уже ведется, например, в рамках палеогенетических исследований населения юга Балтики IV-VI веков и новгородских сопок IX-X вв. На юге Балтики ожидаемо выявлен древний вероятный носитель субклада R1a-Z92, также вошедшего в славянскую группу расселения «Север».
В перспективе целесообразна музеефикация бурковских древностей, например, в кооперации с коллективом создаваемого музея близлежащего дачного поселка Загорянский. Первые артефакты уже подобраны. Это разумно делать параллельно с развитием экотуризма в долину реки Клязьмы с заболоченными берегами, где встречаются такие редкие растения как дикий ирис, аир, болотная кружевница. Местными жителями сохранен родник, реликтовая липовая роща, окружающая древние курганы и кладбище, что обуславливает и рекреационный потенциал. Вероятно, в Бурково можно было бы проложить маршруты подобного туризма, а в перспективе рассмотреть возможность создания и историко-культурного комплекса.
Неоценимую помощь в подготовке статьи оказал депутат поселка Загорянский и общественный деятель Виноградов Ростислав Львович.
По вопросам и данным о тестировании можно проконсультироваться с корреспондирующим автором, Семеновым А.С., координировавшим ДНКчасть исследования (
semyonov1980@mail.ru).