Форум жителей городского поселения Загорянский

www.zagoryansky.com
Добавить форум в Избранное
Текущее время: 24 июн 2017, 15:16

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: История земли Московской
СообщениеДобавлено: 26 мар 2013, 04:14 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 янв 2013, 17:49
Сообщения: 26
Откуда: Валентиновка
Награды: 1
Загорянская собеседница (1)
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 18 раз.
Пол: Женщина
Баллы репутации: 14
Какой была наша земля в древности, кто её населял?


За миллионы лет Земля множество раз оказывалась под водой, чередовались континентальные и морские периоды развития. Ученые насчитывают около 30 морей: Девонское, Силурийское, Карбоновое, Юрское моря… В разные периоды они были то глубокими, то мелкими, то холодными как Ледовитый океан, то теплыми как тропические моря. Имена они получили по соответствующим геологическим периодам. Моря отступали и, территория превращалась то в каменную пустыню, то в заболоченную равнину. В теплые периоды на берегах широких и медленных рек рос лес из древовидных папоротников и гигантских хвощей. Он послужил сырьем для образования торфа. Море снова наступало и, оседавший на дно, карбонатный ил становился основой для образования известняков. В них до сих пор находят остатки морских организмов. В том числе, «чертвы пальцы», т.е. белемниты - окаменевших кальмаров. Море окончательно ушло в конце мелового периода.

Около полумиллиона лет назад с севера несколько раз надвигался ледник. Геологи насчитывают три мощных оледенения. Толщина льда в отдельные периоды достигала четырех километров. Около 17 тысяч лет тому назад произошло последнее оледенение. Ледники отступая, оставляли в мягкой почве глубокие ямы, появились озера. Тающие льды образовали болота. Климат, в тот период ,стал более влажным и прохладным и напоминал тундру с небольшими перелесками из ели, сосны, осины, ивы. И по сей день в лесах Подмосковья сохранились растения доледникового периода: брусника и копытень.
Люди, предположительно, заселили эти места от 12 до 2 тысяч лет назад. При разработке торфяных карьеров на правом берегу Клязьмы обнаружена керамика дьяковской культуры. Это древние финно-угорские поселения, датируемые ранним железным веком с 7 в до н.э. до 6-7 веков, 3-ей четверти 1 тысячелетия н. э. К сожалению, почти все курганные группы, связанные с этой культурой, были уничтожены в 20 веке.

Из книги «Археологические памятники СССР. Московская область» д. Анискино.
• Курганный могильник 1; XI—XIII вв. 0,15 км от сев.-зап. окраины с. прав. берег Клязьмы. Насчитывал 100 курганов; сохранились 61. 0,5—2,2 м. диам. 7—15 м. 21 насыпь нарушена ямами…сопровождавшиеся вятичскими и кривичскими украшениями.
• Курганный могильник 2; XI—XIII вв. 0,8 км от сев.-зап. окраины с. прав. берег Клязьмы. В 1949 г. насчитывал 6 курганов; сохранились 5 насыпей выс. 0,5—1,0 м. диам. 6—8 м.
• Курганный могильник 3. По данным 2-й пол. XIX в., расположен близ с. на прав. берегу Клязьмы. Насчитывал 4 насыпи.
• Несохранившийся курганный могильник (Потаповский). Около 1,5 км к юз. от церкви, прав. берег Клязьмы. Не менее 15 насыпей, сейчас там огороды.

Изображение Культура названа по городищу у с. Дьяково, расположенного вблизи Коломенского, которое было исследовано в 1864 году Д. Я. Самоквасовым и в 1889—90 гг. В. И. Сизовым. Характерные поселения дьяковцев — так называемые городища, располагались по берегам рек на труднодоступных местах и были укреплёны валами и рвами. С первых веков н. э. наряду с городищами возникают открытые не укрепленные поселения — селища. Жилищами в селищах служили прямоугольные или круглые полуземлянки и наземные постройки — общинные дома. Занимались дьяковцы скотоводством, мотыжным земледелием, охотой и рыболовством. К началу 1-го тысячелетия н. э. относят первые следы обработки металлов; железные серпы, топоры, стрелы, бронзовые украшения. Много орудий труда и украшений сделано из кости. Для дьяковцев характерны глиняные грузики "дьякова типа", назначение которых до сих пор неясно. В слоях до 2 в. н. э. найдена керамика, украшенная с, так называемым, "текстильным" ("сетчатым") орнаментом. Уже с первых веков н.э. в слоях дьяковских городищ резко увеличивается количество импортных вещей. Одновременно, активизируется пушной промысел. Местное население явно торговало с соседями. На землях дьяковцев редко, но находят античные монеты. Многие товары поступали в лесную зону через города Северного Причерноморья, из Приазовья, с Каспия по рекам Дону и Волге. Вероятно, бронзовые украшения, стеклянные бусы, предметы, изготовленные в римских провинциальных мастерских, проникали далеко на север, благодаря многочисленным посредникам. В ответ везли пушнину, шкурки бобра, который был основным промысловым зверем. Кроме того, охотились на лосей, глухарей, тетеревов, рябчиков. Всего же по костным обломкам, найденным в культурных слоях Дьякова городища, ученым удалось определить 31 вид млекопитающих (включая домашних животных), 13 видов птиц и 12 — рыб. Среди последних - кости тайменя. Эта рыба, обитающая только в очень чистой воде.

Погребения дьяковцев не найдены, поскольку, они использовали кремацию. Существовал древний обряд , когда для горшков с пеплом строились специальные домики. Несколько таких домиков найдено и описано. С середины I тыс. н. э. дьяковская культура приходит в упадок, и позднее VIII в. археологических свидетельств её не найдено.

Современные авторы выделяют в Волго-Клязьменском междуречье мерянскую культуру ( метисную финско-славянскую), потомков летописных Мери и Веси. О существовании народа меря, жившего до прихода славян в центральной области будущей Северо-Восточной Руси, известно из упоминания Иордана ("О происхождении и деяниях готов", VI в.) и отрывочных сведений в русской летописи, где при описании событий начальной русской истории меря названа в числе иноязычных данников Руси и "первых насельников" русского города Ростова.

При слабой заселенности мерянской территории и постепенно возраставшей численности древнерусского населения меря уже в XI-XII вв. оказалась в меньшинстве. Это предопределило его дальнейшую судьбу, одним из признаков которой явился переход к курганному обряду погребения [Третьяков П.Н., 1970. С. 111-150]. К мерянским отнесены курганы, в инвентаре которых находились традиционные финно-угорские шумящие украшения. "Земля мери", по мнению П.Н. Третьякова, охватывала Волго-Клязьминское междуречье и Костромское Поволжье - бассейны рек Кострома и Унжа и побережье Галичского озера. До наших дней дошли дорусские названия рек, озер и селений, сохранились некоторые лексические и фонетические особенности народных говоров. Финская гидронимика и топонимика, прослеживается в например,в названиях Яуза, Яхрома, Талдом, может быть и Москва. Финно-угорские традиции прослеживаются в фольклоре и традиционной культуре жителей современных центральных областей России.
К Х в. эти земли заселяют славянские племена кривичей и вятичей. Предполагается, что славяне застали немногочисленное финское население и, видимо, ассимилировали его. Потому что не обнаружено никаких признаков внешней катастрофы (войны, стихийные бедствия и т. п.).

Летописец Нестор рассказывает о первых вятичах так: "…Были два брата в ляхах, один Радим, другой Вятко; Радим пришел и сел на реке Соже, от него прозвались радимичи; а Вятко сел родом своим на Оке, от него прозвались вятичи". Далее Нестор описывает их нравы и обычаи:
"Радимичи, вятичи, северяне имели одинаковый обычай: жили в лесах, как звери, ели все нечистое, срамословье было у них пред отцами и снохами; браков не было у них, но были игрища между селами. Сходились на игрища, на плясанья и на все бесовские игрища и тут умыкали себе жен, с которою кто сговаривался; имели по две и по три жены. Когда кто умирал, сперва творили над ним тризну, устраивали великую кладу (костер) и, положив мертвеца на кладу, поджигали; затем, собрав кости, клали их в небольшую посудину, которую ставили на столбе при дорогах, что делают вятичи и теперь".

Было это писано не позднее 1110 года, когда в Киевской Руси уже прочно утвердилось православие и церковники с гневом обличали своих сородичей-язычников, погрязших в невежестве.

Археологические изыскания говорят, что Нестор, был не совсем прав. Историк и филолог А.Шахматов более ста лет назад доказал идентичность вятичей с венедами, а не ляхами как у Нестора. Греческий философ Гомер сообщал о славянских племенах венедов, что их начальная родина - государство Урарту у озера Ван. Часть ванов - венедов за двенадцать столетий до нашей эры ушли по северному берегу Черного моря в Италию. Оставшиеся ваны вынуждены были мигрировать на север после разгрома государства мидянами в 590г. до н.э. Они влились в состав многонационального Хазарского каганата, где получили название "вантит", позднее на Руси преобразованное в "вятичи". Подтверждением этой версии являются работы археологов при раскопках на территории Урарту.
Во-вторых, в действительности, ни церквей, ни монастырей, ни большого количества предметов христианского культа на раннеславянских поселениях XI—XII вв. не найдено. Это объяснимо, если учесть,что христианство на Руси появилось прежде всего в среде горожан, а уж затем, из городов распространялось по деревням. В долине реки Москвы первые города сформировались только в XII веке.

В курганах древних вятичей археологи и правда, обнаружили наряду с останками следы тризны: угли от костра, кости животных, разбитую посуду: железные ножи, металлические пряжки от поясов, глиняные горшки, конские удила, орудия труда - серпы, кресала, скобели и т.д. Тем не менее захоронения отличались от языческих кремаций. Славянских женщин хоронили в праздничном уборе с бронзовыми или серебряными семилопастными височными кольцами, ожерельями из хрустальных и сердоликовых бус, завезенных с Востока, разнообразными браслетами и перстнями. В погребениях были обнаружены остатки тканей местного производства - льняных и шерстяных, и шелковых.

На Москворечье первыми сумели проникнуть очень небольшие по численности группы славян-радимичей и вятичей, которые хотели избежать феодальной зависимости от киевских князей, сумевших с конца Х века подчинить своей власти радимичей и северян, а вятичей заставили платить себе дань. Изображение С начала XII в. количество славянских поселений и в Московском крае увеличивалось из года в год. Именно в это время на околомосковских землях встретились вятичи и кривичи, двигавшиеся навстречу друг другу по долинам рек Москва и Клязьма. Археологические данные говорят нам о том, что границей между кривичским и вятичским племенами в Щёлковском крае служила река Клязьма.

Ближайшие к Щёлкову кривические 50 курганных захоронений XI-XII веков находятся севернее, на р. Воре у д. Каблуково, а в окрестностях Щёлкова – у деревень Анискино и Осеево археологами были обнаружены вятические курганные могильники XI-XIII веков. Это была уже «третья», самая массовая, волна славянского переселения. Именно тогда вятичи смоли полностью заселить долину Москвы-реки — от впадения в Оку до самого истока, со всеми ее притоками. В Москворечье переселялись земледельцы со своим скарбом, женами и детьми, с еще большей легкостью проходили хорошо снаряженные отряды княжеских дружинников. Были у вятичей и свои племенные старшины, принимавшиеся на службу князьями в качестве бояр. Вероятно, из числа этих старшин и происходил знаменитый боярин Кучка (ему принадлежала крепость Кучково, которую по названию реки, затем переименовали в Москву). По преданиям ростово-суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий отнял у Кучки земли вокруг Москвы. Так что не позже, чем в первой половине XII в. Москворечье оказалось охвачено княжеской властью и по большей части разделено между различными княжествами. Тогда, вероятно, и появился город Москва, впервые упомянутый в летописи в 1147 году.

Первые средневековые славянские поселения в долине Москвы реки были невелики. Небольшие деревеньки не более чем из десятка дворов. Впрочем, известны также и очень крупные селища площадью в несколько десятков гектаров, однако они встречались редко. Каждой семье принадлежал двор — участок земли, на котором размещалось жилище (изба) и различные хозяйственные постройки, предназначавшиеся для хранения орудий труда и продуктов питания, стойла для домашнего скота, сеновалы, кузницы и т.д. Двор мог быть окружен легкой оградой типа изгороди из жердей, но мог быть и без ограды. Бревенчатая изба, состояла, как правило, из единственной комнаты. Кровля избы была, вероятно дощатой. Изба имела одну дверь и маленькое оконце размером не более чем 20 на 40 см, закрывавшееся деревянной дощечкой и служившее для «вентиляции» избы. Больших окон в домах не делали, поскольку главной функцией жилища была защита от холода. Освещалась изба при помощи горящей лучины. Внутри располагалась глиняная или сложенная из рваного камня и скрепленного той же глиной, печь, представлявшая собой круглую или продолговатую площадку, перекрытую сводом. Сбоку в печь закладывали дрова и ставили горшки с пищей, а верхнее отверстие служило дымоходом. Топили «по-черному», без вытяжной трубы и весь дым оставался внутри избы. Однако это не мешало украшать жилища изнутри и снаружи богатой резьбой по дереву.

В избе находились также стол и лавки, на которых днем сидели, а ночью спали. Наиболее ценные вещи и скоропортящиеся продукты питания хранили в подполье — яме, вырытой под дощатым полом избы. Питались славяне и их соседи разнообразными зерновыми кашами, хлебом, овощами (репа, лук, морковь, капуста), молочными продуктами, мясом и рыбой. Глиняные горшки для приготовления пищи изготовлялись в виде усеченного конуса или цилиндра. Значительная часть славянских горшков изготавливалась в каждом доме собственноручно и обжигалась в домашней печи. Однако, уже с самого начала славянского расселения использовалась и посуда, изготовленная с помощью гончарного круга, которая отличалась более изящными пропорциями, тонкими и более прочными стенками, равномерным обжигом. Основная масса утвари, использовавшейся в быту, была из дерева. Это миски, ложки, разнообразные орудия труда (соха, лопата и т. п.), средства транспорта (сани, лодки). Широко использовалась кость. Самыми важными были, конечно, изделия из железа: ножи, топоры, косы, серпы, орудия охоты (стрелы и копья). Железо добывали из болотной руды. Поскольку потребность в железных орудиях была велика, то занятие кузнечным делом было распространено очень широко. Кузнец («коваль») жил едва ли не в каждой крупной деревне. Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви в виде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Летом обходились вовсе без обуви. Женщины носили длинные платья из льняной материи с вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески) одевались только в торжественных случаях — во время праздников и свадебных обрядов.

Рядом с первой крестьянской усадьбой возникали соседские усадьбы. Их хозяевами были, повзрослевшие сыновья и другие близкие родственники. Так образовывалось село (от слова "сесть"), Когда свободных пашенных земель не хватало, начинали вырубать лесные участки. В этих местах возникали деревни (от слова ''дерево").

Славяне-вятичи, жившие в низовьях Волги и бассейне реки Оки, занимались ещё и речным судоходством. С помощью однодревок, управляемых вятичами, купцы из Киева достигали верховьев Днепра, оттуда волоком переправлялись на реку Москву и по ней сплавлялись к устью Яузы. На месте сегодняшней гостиницы "Россия", находилась пристань. Новгородские гости проделывали тот же маршрут к Москве, добираясь до верховьев Днепра с севера по озеру Ильмень и реке Ловати.
От московской пристани торговый путь проходил по Яузе, далее волоком, в районе нынешних Мытищ ладьи перетаскивались на Клязьму и далее плыли по ней до впадения Оки в Волгу. Славянские суда доходили не только до Булгарского царства, но и даже до южных берегов Каспия. На перекрестке нескольких торговых путей, в районе будущего Кремля, возник рынок - подобие того, что располагался на берегу Волги, в пятнадцати километрах от Булгара.

Так раннесредневековое «славянство» в окружении «исчезнувшей» дьяковской и мерянской культуры продолжало их традиции в истории России.

Москва же стала центром притяжения для других славянских племен, и не только. В жилах московитов течет кровь представителей скифов, половцев, литовцев, поляков и т.д. После нашествия Батыя в русских селах появилось немало байстрюков (по В. Далю -"байстрюк" - пригульный, небрачнорожденный). Более 300 дворянских родов, от Аксаковых до Юсуповых, - потомки выходцев из Золотой Орды.


Последний раз редактировалось Валентина 26 мар 2013, 10:19, всего редактировалось 1 раз.


За это сообщение автора Валентина поблагодарили: 2 Гала (26 мар 2013, 16:30) • snifer (06 апр 2013, 23:05)
  Рейтинг: 16.67%
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История земли Московской
СообщениеДобавлено: 26 мар 2013, 08:34 
Не в сети
Загорянский собеседник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 сен 2009, 20:20
Сообщения: 2415
Откуда: Загорянка
Награды: 4
Общественный деятель Загорянки (1) Медаль Победы (1) Медаль форумчанина III степени (1) Медаль Гоши Загорянского (1)
Благодарил (а): 53 раз.
Поблагодарили: 355 раз.
Баллы репутации: 112
Интересно! Прочитал с удовольствием! Спасибо, Валя.

Правда, есть некоторые моменты, с которыми бы я с Вами поспорил, но давайте их оставим на потом. Хотелось бы, чтобы наш спор был всеобъемлющим, конструктивным и интересным для других читателей.

_________________
Умное, доброе, вечное...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История земли Московской
СообщениеДобавлено: 06 апр 2013, 23:10 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 июн 2009, 16:36
Сообщения: 1669
Награды: 5
Общественный деятель Загорянки (1) Медаль Победы (1) Медаль форумчанина III степени (1) Загорянский дизайнер (1) Победителю фотоконкурса форума (1)
Благодарил (а): 920 раз.
Поблагодарили: 408 раз.
Пол: Мужчина
Баллы репутации: 126
Толщина льда в некоторые периоды - 4 км... Ого-го!

_________________
Никогда не принимайте слишком серьёзно тех, кто ведёт себя слишком серьёзно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Rambler's Top100