Вегетарианец по-русскиИнтервью с Дмитрием Полушиным, журналистом красноярского "Авто-радио"
Не есть мясо - значит любить... Как ни крути, а вегетарианства нет в русском менталитете. Если мы недоедаем, то по иным причинам. Посты соблюдаем по завету бабушек и дедушек, а на диетах сидим ради похудения. Но чтобы полностью отречься от вкусных и сытных пельменей, цыпленка табака или горбуши в сметанном соусе... Однако, по моим наблюдениям, вегетарианцев у нас становится все больше, особенно среди молодежи. Спрашивается, зачем молодым, здоровым людям ограничивать себя в питании? Неужели это дает какие-то преимущества? Об этом я и поговорила с Дмитрием Полушиным, журналистом красноярского «Авто-Радио». От мясной пищи он отказался два года назад и в свои 23 года уже познал прелести вегетарианского образа жизни.
-- Дима, считается, что в Сибири без мяса, высокоэнергетического продукта, не то что не прожить -- не выжить, особенно мужчине...
-- Это миф. Хочу тебя разуверить, мясо не обладает "высокой энергетикой". Сама посуди, ну какая энергетика у мертвеца? Даже уважающие себя хищники брезгуют мертвечиной. Энергии гораздо больше в растительной пище. Морковь, яблоки, дыни, арбузы -- это плоды, в них есть жизнь. Посади их в землю, они прорастут. А поступи-ка так с мясом -- ты его похоронишь.
Если человек нуждается в какой-то еде, то он в ней нуждается везде, неважно, в Сибири он живет или в Африке. Важно лишь, чтобы организму хватало витаминов и минералов. Я пью молоко, кефир, ряженку, ем сыр и уверен, что получаю необходимые моему организму компоненты животного происхождения.
-- А я всегда думала, что вегетарианцы -- это те, кто питается исключительно растительной пищей...-- Я сразу бы хотел откреститься от привычного понимания вегетарианства как диеты, основанной на употреблении пищи растительного происхождения. Это очень узкое и даже не совсем верное определение. Так называемой "растительностью" (и только ею) питаются веганы, в том числе и сыроеды. Их рацион питания очень строгий, запрещающий все, что может навредить здоровью, -- мясо, соль, сахар, стимулирующие или тонизирующие напитки вроде чая, кофе. А вегетарианец, по большому счету, -- это тот, кто отказался хотя бы от мяса. Он ни в коем случае не должен пренебрегать убеждением, что нельзя есть того, кто бегает, летает или плавает. Чувствуешь разницу между смыслом слов "что есть" и "кого есть"? Вегетарианец относится к каждому живому существу как к своему любимому домашнему животному. Ты ведь, наверное, ужаснешься при мысли, чтобы своего кота, такого умного, милого, пушистого, ты собственными руками ради утоления голода порезала на куски и съела. Вот тебя сейчас передернуло, и ты наверняка подумала: "Я же не варвар, а мой кот Сенька -- такая индивидуальность, такая умница, да что там -- член семьи". А над шашлыком небось трястись не будешь, верно? А вот представь, что даже аквариумная рыбка узнает своего хозяина, может ждать его, скучать, да кто его знает, может, даже и любить-то способна. А вы спокойно ее собрата на сковородку...
-- Ой, какие жуткие вещи ты говоришь... Выходит, что вегетарианство -- это философия жизни?
-- Однозначно сказать нельзя. Для многих это всего лишь диета. Но, мне кажется, все же есть такой тип людей, которые постоянно стремятся к какому-то восхождению. Это те, кто задумывается над вопросом: "Как жить правильно?", независимо от условий, которые диктует действительность. Еще О. Хаксли сказал: "Опыт -- это не то, что происходит с человеком, а то, что делает человек с тем, что с ним происходит".
-- Что же происходило с тобой?
-- Еще два года назад я ел мясо, как и большинство людей. Честно говоря, тогда я не представлял себя в роли вегетарианца. Началось все с книжек и с положительного примера. Из того, что читал и с кем общался, перенимал то, что по душе. Многое успел попробовать. Занимался хатха-йогой, ходил на семинары по кармическим вопросам, пытался овладеть техникой биоэнергетического воздействия и т.д. Все это для меня, да и для многих моих сверстников, было очень интересно.
На меня обрушился шквал всевозможной информации, не имеющей ничего общего с вегетарианством. Но, размышляя об истине, методом исключения, отбрасыванием плевел, я пришел к вегетарианству.
-- Но ведь существуют общеизвестные понятия, истины -- православные например. Почему ты не вписался в их рамки?-- Ты говоришь, как мой отец. Дело в том, что бездумный, смиренный конформизм, пусть даже общепринятый, не по мне. Возможность индивидуального выбора и развития ценнее. Есть главное в человеке -- духовный стержень или система ценностей. Образно говоря, если образ жизни -- это ствол дерева, от которого растут ветви -- желания, намерения, поступки, то ценности человека -- это его корни. И должен признаться, что к тому времени, когда я столкнулся с вегетарианством, почва для этих "корней" была уже подготовлена предшествующим опытом.
Вообще, у нас почему-то называться вегетарианцем -- в диковинку, в то время как в цивилизованных странах на это никто не обращает внимания -- у них это норма жизни. Русским для того, чтобы сдвинуться с места и пойти вперед, нужно вернуться назад! Ведь у нас самих, еще в дореволюционной России была своя самобытная культура питания. Она не была вегетарианской, но я ее очень уважаю. Помнишь, наверное, по книжкам, как за столом даже в самой бедняцкой семье перед едой молились, освещали тарелку крестным знамением. Наверное, не стоит и говорить, что за этим стоит. Это не только вера, но и простые законы энергетики, когда животворящий крест создает дополнительную защиту здоровью человека.
-- Но ведь наши предки ели мясо. Какая здесь может быть связь с вегетарианством?-- Духовность и есть связующее звено. Польза от питания значительно возрастает, когда у питания есть духовная сторона. Возьмите какой-нибудь фрукт, ну, пусть даже тот же хлеб (на растительной основе). Разрежьте пополам кусочек хлеба, оставьте одну часть на тарелке, а другую положите на ладонь. Закройте глаза и почувствуйте этот хлеб. Представьте, как трудолюбивые руки посеяли пшеничное зернышко, как оно постепенно прорастало, вытягивалось под лучами солнца в колос, созревало и становилось спелым. Как оно в дальнейшем попадало в амбары, на мельницу, превращалось в муку, а затем и в хлеб. Попытайтесь преисполниться любви и трепетом к этому зернышку, к тому кусочку хлеба, который у вас в руках. А затем предложите ребенку понюхать его и сравнить с тем, что остался лежать на тарелке. Вас удивит результат. У запаха и вкуса будет насыщенность, колорит. Этой методике питания тысячи лет. Суть ее в том, что руки излучают энергию и передают информацию. Польза от пищи равноценна тому чувству, которое вы в нее вкладываете. Прикасаясь к любой еде, человек активизирует в ней энергетические процессы, которые ему затем передадутся.
-- Что это за процессы?-- Фактически пища становится живой. Если вы "мясоед", я предлагаю вам попытаться проделать тот же эксперимент, что с хлебом, скажем, с говяжьей котлетой. Представьте себе подробности, как на скотобойне забивают коров. Что, тяжко? То-то и оно. Но если вы все же решитесь представить все детали появления котлеты, то, уверяю вас, она получит такой отрицательный заряд, что, съев ее, вам придется лечиться. Вот и подумайте, что правильнее.
Я убежден -- нельзя чужую жизнь приносить в жертву прихотям своего желудка. Человек слишком высоко вознес себя над природой. Убить другую жизнь -- грех, особенно если польза от этого ничтожна. Мясо, в отличие от растительной пищи, пробуждает агрессию. Человек -- не хищник. В убийстве животных ради пищи нет необходимости. Он великолепно возделывает поля и огороды. Но в тайге без клыков и когтей он слаб. Есть гипотеза, что человека на мясное питание в свое время натолкнуло отсутствие другой пищи. Возможно, это произошло в Ледниковый период, когда понижение температуры не оставило иного выбора, кроме охоты. Но сейчас, когда человек в изобилии научился возделывать сельскохозяйственные культуры, он может обойтись без мяса. А компоненты животного происхождения в переходный период он вполне способен получать из молочных продуктов -- здесь нет никакого противоречия, ведь от получения молока никто не страдает.
-- Дима, признайся честно, тебе трудно было отказаться от мяса, особенно в первое время?-- Сосиски мне не снились, поверь. Отношение к мясу менялось, но постепенно: от отвращения к равнодушию. Правда, на какое-то время появилось чувство неудовлетворенности. Дело в том, что овощи, фрукты, каши не дают такого же ощущения сытости, как мясные продукты. На то, чтобы организм перестроился и довольствовался растительностью, у меня ушло несколько месяцев. Растительная пища, как правило, переваривается быстрее мяса и усваивается легче. Первое время голод приходил через 1-2 часа после еды и требовалось есть снова. Сейчас я питаюсь в нормальном режиме, что и все.
-- Почувствовал ли ты какие-то изменения в организме, когда отказался от мясной пищи?-- Еще бы. Практикуя по началу веганство, я жутко похудел: с 76 до 66 кг. Так я потерял запасы жира. У меня, естественно, снизилась и мышечная масса, и сила. В культуризме есть упражнение "жим лежа". Так вот, если в лучшие времена тренировок "под мясо" я выжимал от груди штангу весом 110 кг, то через месяц-другой вегетарианской диеты этот показатель снизился до 90 кг. Согласись, это еще не дистрофия, но в целом я понял, что стал слабеть, но принял это как должное -- как очередной шаг от прежних ценностей.
По своим ощущениям могу сказать, что на организме это негативным образом не отразилось. Питался я понемногу, но часто. На работе всегда пытался найти возможность поесть что-нибудь растительное, пусть даже отварные крупы -- гречку, рис. Но для меня интересны другие наблюдения. Я стал лучше распознавать запахи, научился чувствовать вкус еды. К стоматологу я почти забыл дорогу, так же как забыл и то, что такое покалывания в животе. И, как мне кажется, я стал яснее, шире и добрее мыслить. Я избавился от многих комплексов. Не употребляя алкогольные напитки, я вполне комфортно себя чувствую на дискотеке или там, где требуется смелость, скажем у микрофона или перед камерой.
-- И долго ли ты пробыл веганом?
-- Недолго, всего полгода. После этого, включив в свое меню молочные продукты, я перешел на питание, которого придерживаюсь до сих пор. За пару месяцев я поправился до 71 кг. И чувствую себя лучше, чем когда-либо.
-- Много ли вегетарианцев среди твоих знакомых? Как ты думаешь, сколько вообще вегетарианцев в Красноярске?-- Сколько вегетарианцев? Думаю, что несколько тысяч. Это преимущественно женщины, следящие за фигурой. Конечно, у меня есть такие знакомые, но специально я не ищу знакомства с вегетарианцами. В Красноярске, кажется, в Академгородке при школе "Дао", есть место, где они собираются, обсуждают жизнь, обмениваются опытом. Там есть кафе, как мне рассказывали, с очень даже неплохим вегетарианским меню. Но знаешь, это не мое. Для меня вегетарианство стало привычным... даже не питанием, а образом жизни, и я, лично для себя, не вижу смысла как-то это выделять, куда-то ходить, словно ты несешь какую-то "важную миссию". Вегетарианство -- это в своем роде добро, ведь оно основано на понятии любви. А добро должно быть незаметным. Не надо выделяться или отделяться от остальных людей.
-- А как ты относишься к невегетарианцам, или, как ты их называешь, "мясоедам"?-- К мясоедам я отношусь без отчуждения. Пожалуй, даже с сочувствием, ведь это слабовольные люди, которые заблуждаются в том, что от мяса больше пользы, чем вреда. Я допускаю, что они могут просто пребывать в невежестве. Иногда слышу, мол, ты, вегетарианец, радостей в жизни никаких не видишь. Не знают, что говорят. Без понимания сути вещей и веры в Бога жизнь кому угодно покажется серой, независимо от того, что они едят.
-- Дима, ты, я знаю, всегда прямо говоришь, мол, я вегетарианец, так что мясо даже не предлагайте. Как реагируют на это окружающие? Не чувствуешь ли ты барьера при общении с ними?-- Когда дело доходит до того, чтобы поесть, я, конечно, предупреждаю. И надо сказать, что даже в командировке, в глубинке, с этим считаются. Но у русских другая беда, совсем не та, о которой ты говоришь. Уговаривать вегетарианца поесть мяса -- бесполезная трата времени. А вот попытаться навязать непьющему рюмку с водкой -- это излюбленное национальное удовольствие, целый ритуал, уходящий корнями в наш менталитет. Всякий раз, приходя в гости, слышишь одно и то же: "Выпей! Там же мяса нет!" Но это смешно, а бывают и неприятные ситуации. Вегетарианец меня поймет -- тяжелее всего находиться рядом с курящим. Обоняние у вегетарианцев обострено, и общение с курящим -- настоящая пытка.
А вообще, многие идеализируют вегетарианский образ жизни, в шутку в коллективе меня иной раз называют "пятым элементом".
-- Удалось ли тебе хоть одного "мясоеда" убедить стать вегетарианцем?-- Вот, ей Богу, ни разу никому я не пытался навязать свои убеждения! Я отвечаю на вопросы, если кто-то интересуется, но не убеждаю отказаться от мяса. Имеющий уши да услышит. Я рассказываю, почему я сам не ем мяса, если просят. И не я, а собеседник пытается найти доводы, чтобы убедить меня в своей правоте. Пока, как видишь, никто меня не переубедил. Кстати, я подметил такую особенность, что слова не имеют такой силы, как простое повседневное общение. Мне вспоминается притча о том, как во времена гонений на христиан верующий парень пришел устраиваться на работу в мастерскую. Мастер не верил в Бога и строго настрого запретил парню говорить о нем. И парень замолчал. Он просто работал. С восходом солнца вставал и после его заката ложился. Все трудился, трудился. А мастер смотрел на его работу и дивился, как все легко спорится в руках юноши. В конце концов он не выдержал, упал перед ним на колени и попросил: "Парень, расскажи мне о своем Боге!"
-- Что ты можешь посоветовать человеку, который захочет стать вегетарианцем?-- Прежде всего следует помнить, что без собственного волевого решения вегетарианцем не станешь. Необходимо быть готовым пересилить себя, одержать победу над привычками, суметь отказаться от любимых блюд. Православный святитель Феофан Затворник писал в своих письмах верующим: "Борите в себе прежде всего ту страсть, которая сейчас вас борет". Мы сейчас говорим о чревоугодии. Просто скажите себе: "Я не буду угождать своему животу!" Проверьте свой характер, попоститесь.
Наталья КРАСОТЕНКОhttp://nevola.narod.ru/vita.html